ФЗ-229 «Об исполнительном производстве»: последние изменения

0
1654
Бесплатная консультация юриста по телефону:

Федеральный закон об исполнительном производстве является основным законодательным актом, который помогает осуществлять розыск должника в рамках, установленных правовыми нормами Российской Федерации. Кроме того, в нем прописаны особенности ответственности за нарушения данного закона и тех подзаконных актов, которые связаны с ним.

Структура закона об исполнительном производстве

Судебный молоток

Исполнительное производство обеспечивает правильное и своевременное осуществление постановлений судебных и иных структур. Данные организации должны быть предназначены для защиты законных интересов, прав и свобод физических и юридических лиц. Порядок и условия передачи субъектам денежных средств бюджета соответствующего уровня определяются в Бюджетном кодексе Российской Федерации.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» был принят и утвержден Госдумой 14 сентября 2007 года и одобрен Советом Федерации того же года. В данном нормативном акте установлены условия принудительной реализации постановлений судебных органов.

Данный нормативный акт состоит из 19 глав, которые включают в себя 130 статей. Структура Федерального закона является следующей:

  • Основные и вводные положения – статьи 1-11;
  • Исполнительная документация – статьи 12-14;
  • Определение сроков, установленных в производстве рассматриваемого типа – статьи 15-23;
  • Система оповещений в исполнительном производстве – статьи 24-29;
  • Алгоритм действий уполномоченных приставов от возбуждения производства до его окончания – статьи 30-47;
  • Лица, участвующие в изучаемой процедуре – статьи 48-63;
  • Принудительное исполнение, предпринимаемые меры – статьи 64-68;
  • Взыскание личной собственности должника – статьи 69-88.1;
  • Реализация собственности должника в порядке торгов – статьи 89-93;
  • Меры, предпринимаемые в отношении задолжника юрлица – статьи 94-97;
  • Меры, предпринимаемые в отношении должника гражданина – статьи 98-102;
  • Взыскание штрафов за совершённые административные и уголовные преступления – статьи 103-104;
  • Исполнение неимущественных требований – статьи 105-109;
  • Очерёдность притязаний взыскивающих сторон – статьи 110-111;
  • Ответственность за нарушение регламента рассматриваемого Федерального закона – статьи 112-115;
  • Порядок распределения расходов по действиям исполнителя – статьи 116-117;
  • Защита юридических прав взыскателя и других сторон исполнительного производства – статьи 118-121;
  • Порядок и сроки обжалования действий исполнительных приставов – статьи 122-128;
  • Итоговые положения – статьи 129-130.

Основные положения

Составление документа

В Федеральном законе №229 “Об исполнительном производстве” указаны следующие ключевые положения осуществления деятельности, которые связаны с принудительной реализацией постановлений уполномоченных структур:

  • Необходимость своевременного исполнения действий и применения установленных мер воздействия;
  • Законный характер действий предполагает, что деятельность уполномоченных служащих и государственных органов должна соответствовать положениям действующих нормативных актов Российской Федерации. В первую очередь рассматривается Конституция;
  • Уважение достоинства и чести российских и иностранных граждан;
  • Соотносимость объема требований и принудительных мер, которые применяются к должникам;
  • Неприкосновенность минимального количества собственности. Федеральными нормами определяется объем материальных ценностей, который необходим для существования должника и его родственников.

Сроки в исполнительном производстве

Календарь

Срок в исполнительном производстве – это тот промежуток времени, в течение которого судебный пристав-исполнитель и прочие участники рассматриваемого производства должны совершить все требуемые процессуальные действия.

Особенности окончания сроков в исполнительном производстве:

  • Исчисляемый годами срок завершается в соответствующий день месяца последнего года установленного времени;
  • Рассчитываемый месяцами срок оканчивается в соответствующий день последнего месяца установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который соответствующего числа не имеет, то срок оканчивается в последний день этого месяца;
  • Срок, который исчисляется днями, оканчивается в последний день установленного срока;
  • Срок, который определен в нормативном акте календарной датой, оканчивается в день, непосредственно предшествующий указанной в исполнительном документе дате, если исполнительным документом предписано совершить определенные действия до этой даты, или в день, который указан в исполнительном документе;
  • Действие с установленным сроком может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока;
  • Когда Федеральным законом не установлено иное, то в случаях, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день;
  • Когда документы либо денежные суммы были поданы в соответствующий орган, уполномоченному их принять лицу либо сданы на почту до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока, то установленный срок не считается пропущенным;
  • В случае, если операция должна быть совершена непосредственно в организации, то установленный срок оканчивается в тот час, когда в этой организации заканчивается рабочий день или прекращаются соответствующие действия.

Сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, а также указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого рассматриваемое действие может быть совершено. Время может быть представлено в днях, месяцах и годах.

Нерабочие дни не считаются исчисляемыми днями. В случае, когда Федеральным законом не предусмотрено другое, то течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока.

Основные сроки, которые установлены в законодательстве Российской Федерации об исполнительном производстве:

  • Срок совершения исполнительных действий – два месяца;
  • Срок предъявления исполнительных документов к исполнению – три года;
  • Время предъявления судебных приказов, которые являются самостоятельными исполнительными документами – три года;
  • Срок предъявления исполнительных листов, полученных на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению – три месяца;
  • Время предъявления исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей – срок, на который присуждены платежи, а также три года после окончания этого срока;
  • Срок предоставления удостоверений, которые были выданы комиссиями по трудовым спорам – три со дня выдачи документов.

Исполнительное производство

Печать юриста

Исполнительное производство является комплексом процессуальных и смежных фактических действий, которые направлены на принудительное исполнение вступивших в силу судебных постановлений.

Данная юридическая процедура является отдельным процессом гражданского судопроизводства. На территории Российской Федерации обязанности подобного рода возлагаются на Федеральную службу судебных приставов.

Особенности регулирования деятельности судебных приставов и процесса исполнительного производства в целом прописаны в Федеральном законе №229.

Исполнительные действия

Исполнительными действиями принято считать совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с действующим Федеральным законом действия, которые направлены на создание условий для применения мер принудительного исполнения. К числу рассматриваемых действий также относятся понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, которые содержатся в исполнительном документе.

Судебный пристав-исполнитель имеет право совершать следующие исполнительные действия:

  • Вызвать стороны исполнительного производства, их представителей или иных лиц в случаях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации;
  • Требовать предоставить все необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, которые находятся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
  • С разрешения в письменной форме старшего судебного пристава, а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника — без указанного разрешения, входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
  • Проводить специальные проверки, в том числе проверку финансовых бумаг, по исполнению исполнительных документов;
  • Производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
  • Давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
  • Входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
  • В целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на объекты собственности, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
  • Запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
  • В порядке и пределах, которые установлены действующим Федеральным законом, производить оценку имущества;
  • Привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.

Последние изменения

Депутат вносит именения в закон

Аналогично каждому нормативному акту Федеральный закон №229 претерпевает процедуру регулярного внесения поправок в его текущий регламент. Необходимость данных изменений заключается в стремительно меняющейся социально-экономической обстановке, которой характеризуется современная Россия.

Последним отредактированным документом в отношении Федерального закона «Об исполнительном производстве» №229 является положение №190 «О внесении изменений в статьи №65 и №67.

Последние изменения в тексте Федерального закона «Об исполнительном производстве» №229:

  • В новой редакции статьи №67 устанавливается, что лицо, которое является должником, не имеет права на выезд за пределы Российской Федерации, если сумма его долга превышает 10 000 рублей в случае задолженности по алиментам и 30 000 рублей — в иных случаях;
  • В статью №9 от 30 ноября 2011 года не так давно был введен пункт 4. Данная часть изучаемого Федерального закона гласит, что доходы студентов и пенсионеров, являющихся должниками, периодически проходят процедуру индексации. Данный процесс необходим для того, чтобы данные граждане не остались без средств к существованию;
  • Последние изменения статьи №27 приходятся на 21 июля 2017 года. Обновлённый текст изучаемой статьи гласит, что если взыскивающая сторона пропускает срок подачи судебного приказа, она уполномочена обратиться в суд с заявлением о восстановлении легитимности данного документа, если иного не предусмотрено предшествующим судебным решением. Если судебным постановлением было определено, что пропущенный срок легитимности восстановлению не подлежит, значит взыскатель не обладает правом на рассматриваемое действие.

Стоит иметь в виду, что при несоблюдении предписаний уполномоченного исполнительного пристава, а также препятствий его законной деятельности, может последовать наказание административного или уголовного характера.

ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» с комментариями

Для изучения Федерального закона «Об исполнительном производстве» №229 с научной точки зрения рекомендуется изучить комментарии к данному нормативному акту.

Комментарии к закону составляются высококвалифицированными юристами и издаются в виде отдельной научной работы или в качестве приложения к текущему закону.

Данный документ проясняет немаловажные юридические тонкости и позволяет глубже изучить нюансы каждой статьи. Наиболее актуальным комментарием к Федеральному закону №229 считается научный анализ В.А. Гуреева.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here