ОТВЕТ ЧЕРЕЗ 5 МИНУТ!
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
по любым вопросам
  • 96% успешных дел
  • Профессиональные юристы
  • Абсолютно БЕСПЛАТНО
Задайте свой вопрос специалисту
ПОЛУЧИТЬ ОТВЕТ - это бесплатно и ни к чему не обязывает!
Шаг 1/2

Оформление обходного листа при увольнении

При увольнении своих подчиненных каждый руководитель предприятия желает быть уверенным, что сотрудники не заберут со своего рабочего места что-то важное — ключи, документы и др. Представленная предосторожность особо актуальная, когда происходит увольнение работника, который имел статус материально ответственного лица. Для обозначенных целей работодатели используют обходной лист.

Обходной лист — это документ, необходимый для проверки и выявления наличия или отсутствия у работника, с которым расторгается трудовой договор, задолженности перед руководителем предприятия. Относится это к предоставленным ему для выполнения своих трудовых обязанностей товарно-материальных ценностей, и к делам, документами которых он занимался до увольнения. В некоторой степени оформление обходного листа усложняет процедуру расторжения рабочего договора с сотрудником, но в тоже время служит подтверждением отсутствия взаимных претензий у обеих сторон при увольнении. Обязательно ли составление представленного документа, на что он влияет и как его оформить — подробнее в настоящей статье.

Для чего необходим?

Несмотря на то, что в положениях нормативно — правовых актов, регулирующих трудовой процесс, не существует понятия «обходной лист», процесс увольнения работника редко происходит без его составления.

Обходной лист может быть использован для выполнения следующих задач:

  • Он может служить доказательством того, что увольняемый работник вернул руководителю предприятия доверенное ему имущество (оргтехнику);
  • Также, при помощи обходного листа можно подтвердить факт передачи предоставленных увольняемому работнику дел и рабочих документов его преемнику;
  • С целью документального подтверждения того факта, что работник утратил возможность использовать информационные ресурсы компании.

Правила составления обходного листа и процесс его подписания регулируется локальными документами организации, но в целом обозначенная процедура сводится к тому, что обходной лист выдается трудящемуся на руки перед оформлением приказа об увольнении. Далее должностные лица предприятия вносят в приказ отметки об отсутствии у подчиненного задолженностей по делам организации и о предоставлении руководителю предприятия товарно — материальных ценностей компании и документов.

Подписанный увольняемым трудящимся и руководителем организации обходной лист сдается в отдел кадров предприятия и хранится в личном деле подчиненного. Срок хранения представленного документа установлен в локальных актах компании. Как правило, обозначенный период составляет три года. После истечения указанного срока вся документация, которая касается уволенного работника, направляется в архив предприятия.

Обязательно ли составление обходного листа?

Согласно 84.1 статьи Трудового кодекса Российской Федерации, увольнение работника осуществляется на основании изданного руководителем предприятия приказа.

В тему:  КБК - коды бюджетной классификации на 2018

В последний день выполнения трудовых обязанностей в организации, руководитель компании должен выдать работнику трудовую книжку, а также выплатить все причитающиеся ему денежные средства. В день увольнения трудящемуся выплачивается заработная плата, отпускные, выходное пособие, а также компенсация за неиспользованный отгул.

Положения нормативно — правовых актов, которые регулируют трудовой процесс, не содержат требований, обязывающих увольняемого трудящегося составлять обходной лист. Исходя из представленной информации, руководитель предприятия не имеет права требовать от сотрудника его предоставление. Обозначенные действия неправомерны и подпадают под содержание статьи 5.27 КоАП Российской Федерации — нарушение положений трудового законодательства.

Необходимо отметить, что существуют исключения для работников государственных учреждений, которые подчинены специализированным ведомствам и министерствам. В обозначенных организациях применение обходного листа является обязательным условием, о чем свидетельствует содержание отраслевых нормативно — правовых документов.

К примеру, процесс выдачи, учета и списания вещевой собственности в Органах внутренних дел Российской Федерации реализуется согласно утвержденному  приказу Министерства внутренних дел России от 26.07.2012 № 725. Отмечается, что представители правоохранительных органов при подаче рапорта об увольнении должны составить обходной лист и предоставить его в заполненном виде в территориальное кадровое управление ведомства.

Обходной лист при увольнении необходимо оформлять только работникам, которые расторгают трудовой договор в следующих учреждениях:

  • Федеральной миграционной службе;
  • Министерстве спорта, туризма и молодежной политики;
  • Службе по тарифной политике;
  • Федеральной службе военно-технического сотрудничества.

В остальных ситуациях руководитель предприятия не имеет права отказывать подчиненному в выдаче трудовой книжки или расчете, основываясь на том, что последний не предоставил ему обходной лист.

Порядок оформления обходного листа при увольнении

Зачастую форма обходного листа имеется в отделе кадров предприятия, куда и необходимо обратиться работнику, при увольнении:

  • После того, как трудящийся получит бланк обходного листа в кадровом отделе компании, ему необходимо сдать работодателю все документы, материально-технические ценности, которые у него остались. Также подчиненному следует последовательно обойти все подразделения организации, которые внесены в обходной лист, чтобы их руководители расписались в документе;
  • Далее работнику следует направить руководителю предприятия обходной лист и заявление. Делается это для того, чтобы работодатель также расписался в обозначенных документах;
  • После того, как трудящийся выполнит вышеуказанные пункты, он имеет право получить все денежные средства, которые ему причитаются (выходное пособие, компенсация за неиспользованный отпуск, дополнительные выплаты, если они ему положены), а также его личные документы.

Образец обходного листа при увольнении

Несмотря на то, что в положениях трудового законодательства Российской Федерации не обозначена унифицированная форма обходного листа при увольнении трудящегося с предприятия, это важный и необходимый документ для обеих сторон трудового соглашения. Представленный документ подтверждает факт того, что у работника и руководителя организации не имеются претензии друг к другу.

В тему:  Налог с продажи недвижимости в 2016 году в собственности менее 3 лет

Так как не существует установленного образца представленного документа, подготавливается обходной лист согласно локальным документам учреждения.

Обходной лист должен содержать следующую информацию:

  • Личные и контактные данные трудящегося, с которым происходит расторжение трудового договора;
  • Наименование организации, а также ее юридический адрес;
  • Должность уволенного работника;
  • Личные и контактные данные руководителя предприятия;
  • Далее обозначаются периоды увольнения;
  • Список отделов и их руководителей, чьи подписи будут служить свидетельством отсутствия долгов за данным трудящимся;
  • Информацию об устройстве рабочего места подчиненного. Если работнику предоставляются ключи от его собственного рабочего кабинета, а также если ему выделяется служебный телефон, то данные сведения указываются в обходном листе при увольнении обозначенного работника;
  • Сведения о предоставлении трудящемуся оргтехники, рабочей мебели, канцелярских принадлежностей, средства связи;
  • Информацию о том, что работнику был предоставлен доступ к программному обеспечению и к базам данных предприятия;
  • Сведения о передаче рабочих документов организации, и о том, что работнику была предоставлена печать;
  • Информация о том, что работнику был выдан пропуск, при помощи которого он попадал на территорию компании;
  • Сведения о предоставлении трудящемуся доступа к электронному почтовому ящику учреждения;
  • Если трудящемуся необходимы для работы специальные инструменты или материалы, то обозначенные сведения указываются в документе;
  • Если работнику предоставили служебное транспортное средство, то данная информация также указывается в обходном листе при увольнении.

Скачать образец

Далее трудящийся перед увольнением должен обойти с заполненным обходным листом всех специальных сотрудников. Обозначенные лица должны завизировать своей подписью факт того, что подчиненный сдал дела, документы, оборудование, которые были предоставлены ему на временное пользование.

Поставить свою подпись на обходном листе должны следующие лица:

  • Непосредственный начальник подчиненного, которому последний передает документы и дела. Обозначенный руководитель обязан сделать в документах пометку, подтверждающую, что увольняемый работник передал ему в полном объеме отчеты о выполненной работе, а также текущие дела, которыми он занимался;
  • Специалист кадрового отдела, который делает в обходном листе запись, свидетельствующую о том, что работник сдал всю требуемую документацию;
  • Главный бухгалтер предприятия, который несет ответственность за финансы организации, делает запись, подтверждающую тот факт, что спецодежда и материальные ценности, предоставленные обозначенному подчиненному, переданы уполномоченному работнику;
  • Специалист отдела снабжения обязан сделать пометку, которая свидетельствует о том, что работник передал первому, доверенное ему оборудование;
  • Главный инженер предприятия должен сделать запись в обходном листе, которая подтверждает, что работник передал доверенную ему оргтехнику в рабочем состоянии.
В тему:  Зарплата госслужащих в 2016 году последние новости

Необходимо отметить, что руководитель предприятия имеет право внести в форму обходного листа другие необходимые ему сведения. Информация, касающаяся необходимости оформления обходного листа при увольнении сотрудника, должна присутствовать в локальных документах предприятия, а также в коллективном соглашении и должностных инструкциях. Подписывать обозначенные документы и соглашаться на условия работы, трудящийся должен при трудоустройстве, чтобы впоследствии между работником и руководителем организации не возникло разногласий.

Срок хранения

Поскольку в положениях Трудового кодекса Российской Федерации не обозначено сведений согласно заполнения обходного листа при увольнении, то и информации о том, сколько необходимо хранить обозначенный документ, тоже нет. Зачастую обходной лист, оформляемый при увольнении, хранится временной период, который указан во внутренних документах предприятия.

В большинстве случаев срок хранения обходного листа, который заполняется при увольнении, составляет три года. Документ хранится в отделе кадров или в архиве компании.

Что делать, если работодатель принуждает оформить обходной лист?

Если руководитель компании принуждает сотрудника к составлению обходного листа при увольнении, то подчиненному необходимо направить заявление на имя директора предприятия. В обращении следует указать, что обозначенное действие является незаконным. Если после этого работодатель продолжит настаивать на оформлении обходного листа при увольнении, трудящийся имеет право направить заявление в следующие инстанции:

  • Трудовая инспекция;
  • Прокуратура;
  • Судебное учреждение.

Для обращения в вышеуказанные инстанции гражданину необходимо оформить заявление. В положениях нормативно — правовых актов Российской Федерации не обозначена унифицированная форма данного заявления.

Однако обращение должно содержать следующую информацию:

  • Наименование инстанции;
  • Личные и контактные сведения руководителя организации;
  • Фамилия, имя и отчество работника, а также его контактная информация;
  • Основание для составления заявления — принуждение к оформлению обходного листа при увольнении;
  • Требование заявителя;
  • В завершении составления заявления обозначается дата его оформления, а также ставится подпись трудящегося.

Скачать образец

Принуждение работника работодателем к оформлению обходного листа в случае увольнения первого, является административным правонарушениям.

В обозначенной ситуации на руководителя предприятия налагается следующая ответственность:

  • Штраф для юридического лица составляет 30-50 тысяч рублей. Штрафные санкции для должностного лица от 1 до 5 тысяч рублей;
  • Помимо наложения штрафа, возможно приостановление деятельности организации на период времени до трех месяцев.

Необходимо отметить, что указанное правило не распространяется на представителей профессий, которые обязаны оформить обходной лист при увольнении.

Похожее
Исковой срок давности по штрафам ГИБДД когда истекает? Российский закон, а именно такой правовой документ, как КоАП указывает, что по истечению определенного срока никто не сможет взыскать с водителя штраф...
Закон о возврате товара в течении 14 дней — какая статья закона применяется? Закон о возврате товара в течении 14 дней Нередко в процессе торгово-денежных отношений случается ситуация, когда намеренно либо случайно нарушаются ...
Незаконное предпринимательство статья 171 УК РФ — состав и виды преступления Незаконное предпринимательство статья 171 УК РФ - состав и виды преступления Давайте разберемся, что же представляет собой предпринимательство? Итак,...
Что проверяет налоговая инспекция при выездной проверке? Выездная налоговая проверка, что это, что проверяет, основания Выездная налоговая проверка - одна из форм контроля, которая проводится по месту нахож...
Внесение изменений в устав ООО с одним учредителем и двумя Устав ООО является определяющим документов в функционировании любой организации с данной формой управления. Ключевую роль здесь играет еще и тот факто...
Написать жалобу Роспотребнадзор — образец жалобы Жалоба в Роспотребнадзор может быть написана и стать средством защиты прав, интересов человека почти в любом случае, так как практически каждая сфера ...
Увольнение за прогулы как происходит — пошаговая инструкция 2018 Пошаговая инструкция увольнения сотрудника известна в любой организации. Для этого достаточно знать законодательство (в Украине оно может отличаться, ...
Оформление на работу без трудовой книжки Согласно положениям законодательства Российской Федерации, при приеме трудящегося на работу, с ним заключается договор, а также в трудовой книжке офор...
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
  • 7 (499) 404-01-39 — Москва и обл.;
  • 7 (812) 494-88-69 — Санкт-Петербург и обл.;
  • 7 (499) 404-01-39 — все регионы РФ.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Отправить нам сообщение

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ОТВЕТ ЧЕРЕЗ 5 МИНУТ!
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
по любым вопросам
  • 96% успешных дел
  • Профессиональные юристы
  • Абсолютно БЕСПЛАТНО
Задайте свой вопрос специалисту
ПОЛУЧИТЬ ОТВЕТ - это бесплатно и ни к чему не обязывает!
Шаг 1/2
Бесплатная консультация юриста
+7 (499) 404-01-39 — Москва
+7 (812) 494-88-69 — Санкт-Петербург