2019 год принес водителям автомобилей как хорошие, так и плохие новости в отношении ОСАГО. Это связано с расширением тарифного коридора на 20% в обе стороны. Это выгодно для водителей, при условии выбора страховщиком минимального тарифа, но весьма убыточно для страховых компаний. Можно предположить, что стоимость полисов повысится, так как страховые компании будут использовать максимальный базовый тариф.
В отношении увеличения штрафов за езду без страховки ОСАГО, на этот год все осталось без изменений. Но, инициатива по-прежнему обсуждается. Также, в ближайшее время будет запущена система автоштрафов при помощи камер за отсутствие обязательного страхового полиса.
Почему страховка ОСАГО является обязательной?
Полис ОСАГО – это обязательный документ, который предполагает страхование автогражданской ответственности. В случае ДТП по вине водителя, у которого есть ОСАГО, ущерб покроет страховая компания, у которой приобретен полис.
Полис ОСАГО, в случае ДТП, поможет следующим образом:
- Если произошло ДТП по вашей вине и у вас есть обязательный полис автострахования, то страховая компания совершит выплаты в пользу пострадавших по причиненному имущественному ущербу и здоровью;
- Если автомобиль попал в ДТП не по вине водителя, но у виновника есть ОСАГО, то его страховая возместит причиненный вам ущерб;
- Если в ДТП виноваты оба водителя, но у обоих есть ОСАГО, страховые возместят половину причиненного ущерба каждому из водителей. В таких случаях, также имеет место установление степени нарушения каждого водителя, и суд устанавливает размер выплаты.
На сегодняшний день, максимальный размер выплаты на ремонт по ОСАГО равен 400 тыс руб. Если ремонт обходится дороже, то пострадавший может потребовать доплаты разницы личных средств виновника ДТП.
Сколько стоит ОСАГО?
С 09.01.2019, ЦБ РФ был утвержден тарифный коридор ОСАГО, который расширился на 20% вниз и вверх. Очередные изменения планируются на осень этого года. Коридор планируют увеличить до 30%, а к 2020 году — до 40%.
На сегодняшний день, тарифная базовая ставка для страхования легковых автомобилей физлиц варьируется от 2 746 до 4 942 руб. Прежняя составляла от 3 432 до 4 118 руб. Коэффициенты КВС (возраст и стаж) теперь разделяются на 58 категорий. Ранее их было всего 4-е.
Для молодых водителей коэффициент будет повышен, а для опытных водителей старшего возраста — понижен. Например, для автомобилистов в возрасте от 16 до 21 года предельный коэффициент равен 1,87 вместо 1,8. Для автомобилистов старше 59 лет со стажем от 6 лет он снижен до 0,93, что приравнивается к 7%-ной скидке.
Изменения по ОСАГО коснулись и такси. Тарифный коридор будет составлять от 4 110 руб до 7 399 руб. Для юридических лиц ставка снизилась на 5,7% и составляет от 2 058 до 2 911 руб.
Коэффициент «бонус-малуc» (КБМ) тоже подвергся изменениям. Он остается как результат страховой истории водителя и все накопленные скидки остаются действительными. Водитель будет получать КБМ один раз в год, первого апреля. Если к дате получения КБМ у автовладельца будет несколько коэффициентов, то он получит самый низкий из них.
Штраф за отсутствие ОСАГО
В 2018 году ходили слухи о том, что с 1 января 2019 года штраф за отсутствие обязательного полиса автострахования будет повышен до 5 тыс руб. Но, это так и осталось пока слухом, хотя до сих пор в Госдуме ведутся активные обсуждения повышения штрафов за отсутствие ОСАГО.
На сегодняшний день есть несколько видов административного наказания за езду без ОСАГО. Они зависят от обстоятельств нарушения и предполагают следующие выплаты:
- За просроченную страховку ОСАГО или за ее неоформление, согласно ч. 2 ст. 12.37 КоАП, штраф составит 800 руб;
- За отсутствие полиса или его электронной распечатки при управлении автомобилем, согласно ч. 2 ст. 12.3 КоАП, штраф будет в размере 500 руб и возможного занесения предупреждения;
- Если управлять ТС будет водитель, не вписанный в ОСАГО, то, исходя из ч. 1 ст. 12.37 КоАП, необходимо будет внести 500 руб в пользу государственной казны.
При приобретении полиса ОСАГО важно выбрать надежную компанию. Так как если у водителя будет обнаружен фальшивый полис, о чем водитель, к сожалению, может и не догадываться, ему грозит привлечение к уголовной ответственности по ст. 327 УК РФ. Во избежание подобных случаев все полисы необходимо проверять в официальной базе РСА.
Могут ли увеличить наказание?
В Госдуме активно обсуждается увеличение штрафа за езду без ОСАГО и за выявленные фальшивые страховки. Одной из инициатив наказания было увеличение штрафа от 5 до 8 тыс руб. Пока это всего лишь обсуждения, но парламентарии настроены внести такой законопроект на рассмотрение.
Реформа должна быть нацелена на поддержку добросовестных водителей. Это аргументированно тем, что пострадавшие в ДТП автовладельцы не могут получить выплаты от страховых компаний, так как виновник не имеет ОСАГО.
Также, сейчас идет работа РСА и ГИБДД по устранению ошибок и расхождений в синхронизированных информационных базах. Это ведется для того, чтобы ввести возможность автоматизированных штрафов при помощи камер за отсутствие полисов ОСАГО. Планировалось запустить систему с 1.03.2019, но срок пока перенесен.